Культура речи
на главную


Проси совета у того, кто умеет одерживать
победы над самим собою.
Леонардо да Винчи


Обращение. У нас используются две формы обращения: «вы» и «ты». В Англии есть только одна форма, в Румынии было даже три формы обращения. В Швеции и Польше считается недостаточно вежливым обращаться к чужим, особенно к старшим или начальству, на «вы», для этого используется форма третьего лица, например: «Не хочет ли доктор мне помочь?», «Можно ли проводить пани?» и т.д. В русском языке для большей вежливости к местоимению «вы» добавляется фамилия, имя и отчество или титул, например: «Господин директор, вас просят к телефону» или «Пожалуйста, господин Березин, вас ждут». Если речь идет о третьем лице, то не принято употреблять только местоимение. Например, не «Он не знает», а «Семенов знает», либо между сверстниками — «Ваня знает». Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери и даже сестре или брате не следует говорить «он», «она»: «мама просила передать» (а не «она сказала») или «да, папа дома» (а не «да, он дома»).
Форма обращения «ты» говорит о более близких отношениях с человеком. Те, кто в пылу ссоры переходит с «вы» на «ты», стараясь тем самым унизить противника, только демонстрирует свою невыдержанность и невоспитанность.
Переход на «ты». Многие вполне справедливо полагают, что для перехода на «ты» недостаточно знакомства, нужна особая дружественность и сердечность.
Основное правило: переход на «ты» может предложить старший младшему и начальник подчиненному. Между мужчиной и женщиной это правило условно. Разрешить говорить «ты» — право женщины. С предложением перейти на «ты» нужно быть довольно осторожным, потому что отказ может вызвать чувство неловкости, особенно у того, кто сделал это предложение.
Молодой человек может попросить близких старших говорить ему «ты». При этом сам он продолжает говорить им «вы». И еще: у некоторых, если они выше по должности, бытует манера называть всех, кто ниже их по чину, на «ты», хотя последние зовут их на «вы». Таким людям и невдомек, что они бестактны.

Как вести беседу. У каждого человека, как бы ему ни было скучно, должно хватать терпения, чтобы выслушивать до конца мысль или рассказ собеседника.
Если ты не расслышала какого — либо вопроса, то не следует переспрашивать односложно «что?» или «а?», вежливее будет сказать «извините, я не расслышала», или «прошу прощения, повторите, пожалуйста» и т.п.
Любой резкий вопрос или ответ звучит невежливо, поэтому избегают односложных выражений типа «да», «нет», «что?» и т.п.
Не следует начинать горячий спор в защиту своего мнения.
Молодежь должна избегать споров со старшими. В свою очередь старшие должны давать молодежи высказаться и не прерывать. Человек, обладающий даром остроумия, использует его.

ЧУВСТВО ЮМОРА

Юмор есть остроумие глубокого чувства.
Ф М .Достоевский


Ученые доказали, что чувство юмора и остроумия вполне может развить у себя каждый человек. Что для этого нужно?
Во-первых, научится в любой ситуации видеть смешную черточку.
Во-вторых, очень важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии юмора, но и служит хорошей защитой. Попросила меня как-то подруга пожурить ее сына за недостаточное рвение в учебе («Может, он хоть тебя послушается...»). «Ну, Владик, как успехи в школе?» — дипломатично начала я беседу. Он понимающе посмотрел на меня и ответил словами из сводки погоды: «Увы, от слабого до умеренного». Мне оставалось только рассмеяться.
И знаете, существует теория комического, целая наука о том, что такое «смешно» и как оно, это смешное, создается.
Есть, в частности, такой прием — остроумие нелепости. Например, расшумелись ребята на собрании, кричат, никто никого не слушает. Вы за председательским столом. Постучали карандашом: «Ребята, ребята...» Все думают, сейчас вы скажете: «Перестаньте шуметь. Говорите по одному». А вы серьезно так предлагаете: «Ребята а что, если нам попробовать говорить не больше, чем по четыре человека сразу?» Смешно, потому что нелепо. Вполне вероятно, посмеются ребята и будут придерживаться порядка.
Приемов остроумия можно было бы назвать много. О них можно прочитать в интересной книге AT. Лука «О чувстве юмора и остроумия».
Чтобы развить в себе чувство юмора, почаще упражняйтесь в шутках, юморесках. Создайте уголок юмора в классе, собирайте для него «смешинки» на уроках и после них, заведите отдел юмора в стенных газетах, пишите туда фельетоны, частушки, пародии, рисуйте веселые шаржи и острые карикатуры (только, пожалуйста, не надо: двоечники ехали на двойках, а троечники — на тройках и чтобы Коровина изображали в виде коровы), проводите конкурсы веселых и находчивых, состязания острословов и олимпиады юмористов. Обязательно устраивайте веселый праздник юморины в день смеха — первого апреля. Читайте побольше веселых, остроумных книг.

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д.Дидро


Культура быта — это и хорошая домашняя библиотека.
Характер и состав домашней библиотеки зависят от интересов, литературных вкусов, рода занятий членов семьи.
Обычно домашняя библиотека состоит из специальной и учебной литературы, справочно-энциклопе-дических изданий общего характера, книг по определенным областям знаний или искусства, художественной литературы, книг для детей, периодических изданий.
Состав так называемой рабочей библиотеки определяется профессией (настоящей или будущей) членов семьи, уровнем их образования. Это — специальная или учебная литературу, необходимая для повседневной работы, учебных занятий, повышения квалификации.
Справочный отдел библиотеки состоит из энциклопедических изданий (универсальные или отраслевые энциклопедии, энциклопедические словари), словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, двуязычные — для переводов, литературного произношения и др.), разнообразной справочной литературы (например, по радиолюбительству, туризму, домоводству и т.д.), библиографических указателей.
Интересы собирателей личных библиотек могут быть самыми разнообразными: история страны, жизнь замечательных людей, научная фантастика, книги о путешествиях, исторические повести и романы, поэзия, искусство и т.д. (иллюстрированные монографии о мастерах искусств, путеводители по музеям, альбомы, комплекты художественных репродукций и др.).
Книги в домашней библиотеке систематизируются по разделам, внутри них — по авторам.
Органической частью каждой домашней библиотеки является каталог. Составление его целесообразно начинать, пока книг в библиотеке еще немного. Наиболее удобен алфавитный каталог, в котором карточки со сведениями о каждой книге располагаются в алфавитном (по фамилии авторов или по названиям книг) порядке.
Для больших домашних библиотек можно составить также тематический каталог, в котором карточки группируются по разделам, а внутри них — по фамилии авторов. В карточках обычно указывают фамилию автора и название книги, издательство, место и год издания, иногда количество страниц в книге, ее цену, а в карточках каталогов больших библиотек — и место, где находится книга (например, 3-я полка, 2-й ряд). Существует и другая форма каталога, при которой все данные о книжном фонде заносят не в карточки, а в алфавитную книгу. Каталог помогает систематизировать книги, облегчает пользование ими.

Каков твой словарь?
Так же, как у реликвий есть хранилища-музеи, у картин — музеи и запасники, у книг — библиотеки, так и у слов и понятий — словари. Существует целая наука лексикография — наука о словарях и их составлении... Словарей создано великое множество: словари-переводчики с одного иностранного языка на другой; словари-грамотеи — орфографические словари; словари-эрудиты — энциклопедические, они в сжатом объеме представляют состояние современного научного знания; толковые словари толкуют и растолковывают — разъяснят значение, употребление, историю слов.
В словаре синонимов — словаре равнозначных слов — можно узнать, сколько братьев-«близнецов» имеет какое-либо слово.
В словаре пословиц и поговорок можно найти очень меткие, образные народные выражения.
Словари не только надежная «кладовая» слов, они созданы, чтобы люди пользовались ими, обогащая свой язык.
Если тебе в разговоре или при ответах на уроке трудно выразить какую-либо мысль — не сразу приходит на ум нужное и точное слово и определение, — лучше подумай, но не засоряй свою речь словами-паразитами: «так,» «вот», «так сказать», «ну», «значит», «это», «как его»... Объяви бой словам-сорнякам. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль» — так сказал древнегреческий мыслитель Хилон.
По тому, как ты говоришь с собеседниками, как пишешь письма подруге, маме, судят о твоем вкусе, воспитании, культуре, вежливости.
Твой язык — ручеек, который вливается в могучий поток великого языка. И ручеек должен быть кристально чистым, звенеть стройно, не должен засорять, мутить чистые воды!..